А где же учебно-методические комплексы специальностей?
09.07.2009 09:14

Как известно, обеспеченность вуза учебно-методическими комплексами специальностей (направлений) и входящими в их состав учебно-методическими комплексами дисциплин является важным показателем,определяющим качество учебного процесса. Начиная с 2006 года, этот показатель входит в перечень критериев государственной аккредитации вузов. Создаваемые учебно-методические комплексы должны обладать такими качествами как мобильность, доступность, адекватность и соответствовать уровню развития современных научных знаний. А также в них должны быть реализованы принципы открытой и само развивающейся системы. В зависимости от специфики специальностей и конкретных дисциплин состав УМК может изменяться. Основным структурным подразделением, отвечающим за определение содержания и разработку учебно-методического обеспечения по дисциплинам учебного плана, является кафедра.

Она несет ответственность за полноту, качество и своевременность разработки учебно-методического обеспечения учебных дисциплин по всем формам обучения. В целях обеспечения разработки УМКД и УМКС и в связи с предстоящей комплексной оценкой деятельности университета Управлением по методической работе на всех кафедрах СКГМИ (ГТУ) в соответствии с утвержденным графиком была проведена проверка уровня обеспеченности учебно-методическими материалами дисциплин. В ходе проверки кафедр оценивалась подготовка средств обучения, содержащих систематизированное изложение в доступной форме сведений научного и прикладного характера, предназначенных для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных рабочими учебными программами дисциплин.
Был проведен анализ обеспеченности учебного процесса: методическими указаниями по лабораторным,
практическим, семинарским занятиям, по курсовому и дипломному проектированию, в том числе с элементами УИРС, проверено наличие рабочих программ учебных дисциплин, электронных и рукописных конспектов лекций, вопросников и билетов к рейтинг-контролю, зачетам и экзаменам, оценено состояние лабораторной базы кафедр. Особое внимание уделялось вопросам обеспеченности учебно-методической литературой студентов заочной формы обучения. Учитывались ограниченные сроки действия некоторых видов учебно-методического обеспечения. Методическим отделом УМР подготовлена база данных об обеспеченности дисциплин специальностей учебно-методическими материалами. Результаты проверки кафедр прошли критическое обсуждение на ректорате 22 сентября. Анализ показал, что создание
учебно-методических комплексов явилось для многих кафедр нашего вуза непростой технологической и
методической задачей. Практически по всем кафедрам вуза было указано на то, что разработка УМКД и
УМКС ведется крайне медленными темпами. Всем кафедрам высказаны замечания по итогам проверки уровня обеспеченности учебно-методическими материалами дисциплин и рекомендовано принять срочные меры по ликвидации выявленных недостатков и разработке недостающих учебно-методических компонентов УМКД и УМКС.
Хочется отметить, что, к сожалению, проверка уровня методического обеспечения учебного процесса подтвердила обобщенные результаты тестирования студентов по циклам гуманитарных, социально-эконо-мических, общих математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин высшего
профессионального образования, проведенного в мае-июне этого года. Отсутствие полного комплекта учебно-методических материалов по дисциплине, так же, как и недостаточно высокое качество их содержания, являются одной из причин низкого уровня усвоения их студентами.

Начальник Управления по методической работе Хадзарагова Е.А.

 

Обмен баннерами

banner2.jpg