Оценка образованию
13.01.2010 15:10
В прошлом году сотрудники СОИГСИ, СОГУ и СОГПИ под руководством доктора социологических наук, профессора Хасана Дзуцева провели совместный массовый опрос о состоянии и проблемах системы общего образования. На вопросы социологов ответили 600 респондентов и 20 экспертов. Сопоставить свои оценки состояния проблемы вы можете, ознакомившись и с некоторыми результатами исследования и мнениями опрошенных, приведенными ниже.
Изучение комплекса проблем социологи начали с оценки дел в системе среднего образования в целом. Полярные мнения, как в хорошую, так и отрицательную стороны высказали примерно одинаковое число людей. Довольна состоянием сферы образования пятая часть, не довольна – чуть меньше (17,3%). И почти половина населения (47,2%) считает положение в нем удовлетворительным.
Небезынтересным, особенно для руководителей районов, представляется распределение оценок, в зависимости от места проживания. Так, больше всех, признавших состояние школ, лицеев, гимназий хорошим – в Кировском районе (32%), в Алагирском и Моздокском – по 30%. Меньше всего таких оптимистов в Ардонском (15%) и Ирафском (14%) районах. А откровенно «не очень» положение признают от 10 до 20% жителей разных районов и Владикавказа.
Качеством преподавания в средних учебных заведениях однозначно довольны 13,7%, в большей степени довольных – 31,5%, в большей степени недовольных – пятая часть, а полностью недовольны – 12,5%.
Молодежь до 30 лет, что естественно, замечает меньше огрехов в нашем образовании, поэтому число оптимистов среди нее вдвое выше, чем пессимистов. В поколении «дедов», напротив, недовольных качеством нынешнего образования немного больше. Впрочем, старшее поколение, видимо, довольно плохо представляет себе картину, потому что третья его часть вообще не смогла дать какую-либо оценку.
Образовательные технологии пришли и в Хумалагскую школу.
Понятно и то, что наиболее требовательными к качеству образования детей и внуков являются люди, сами имеющие высшее образование или даже ученую степень.
Впрочем, наиболее интересными в проведенном исследовании кажутся даже не обобщенные данные ответов, а непосредственно мнения людей различных профессий, выступивших в качестве экспертов, фиксировавшиеся социологами по отдельности. Ниже они приводятся анонимно, каждый абзац – высказывание одного эксперта.
Качество образования
«Качество знаний в советской системе образования было гораздо выше, потому что и уровень подготовки преподавателей был более значительным, и учитель был уважаемым человеком».
«В прошлом году, да и сейчас, на химию, биологию, математику в СОГУ набирают от 3 до 5 человек. Это значит, что учащиеся не хотят заниматься такими естественными предметами. У нас в школах химию, физику вообще плохо знают».
«Судя по уровню подготовки студентов, школьное образование далеко не то, что было в советское время. Меня поражает узость их взглядов и знаний по истории и литературе. Иногда студенты и даже выпускники не знают классиков русской литературы, не говоря уже о произведениях, не могут назвать столицы известных государств, что было азами для выпускника любой советской школы. Я уже верю слухам, что в школе знания оцениваются по каким-то другим, сомнительным принципам, и по ним же продолжается прием в вузы. Я встречал студентов, которые абсолютно безграмотны, меня пугает, что это может стать системой в наших вузах».
ЕГЭ
«О каком качестве образования можно сейчас говорить, если при сдаче ЕГЭ ответы экзаменуемым подсказывают по сотовому телефону?!»
«ЕГЭ не снизил и коррупцию в системе образования, он просто перенаправил потоки денег. Если раньше они шли в основном в вузы, то теперь там получают лишь небольшую часть через мелкие махинации с компьютерной информационной базой и отчасти – результатами олимпиад среди школьников. Основная часть денежного потока идет репетиторам (час занятий стоит 500–800 руб., а помощь во время экзамена – 5000–20000 руб.) и преподавателям, задействованным в проведении экзамена и проверке заданий (до 1000 евро за приличный балл по одной дисциплине). Естественно, часть этих денег приходится и на чиновников системы образования».
«Для успешной сдачи ЕГЭ расценки таковы: задания блока А считаются самыми простыми, и расценки на них – от 7 до 10 тысяч руб. Следующий по сложности– блок В. Вместе с блоком А он уже оценивался до 15-20 тыс. руб. Самые дорогой – блок С – до 45 тыс. руб.».
«Один из механизмов подтасовки результатов экзамена таков. Проверяющий договаривается с «клиентом» о нанесении на бланк ответов заранее оговоренной отметки, по которой можно было узнать работу «клиента», а потом подправляет ее и дотягивает до нужной отметки».
Что не так? И что делать?
«В этом году у нас ввели новую систему оплаты труда, по которой директор получает больше преподавателя в 3-4 раза! А у начинающего педагога зарплата – 3500 рэ…»
«В последние несколько лет к нам в школу никто не приходил из университета, и работают в основном пожилые учителя. Если кто и приходит, то те же немолодые люди из других школ, а из выпускников – только преподаватели английского языка. Но они не держатся иногда и пары месяцев: не готовы к преподаванию, у них нет чувства ответственности, поэтому и не хотят работать. Когда они видят, что это такое, говорят: лучше сидеть дома или заниматься репетиторством».

«Уровень школьной подготовки становится ниже, прежде всего по математике, физике и химии, и это большая проблема. Надо это остановить».
Виктор Садовничий, ректор МГУ

«Огромное число преподавателей очень стараются, заинтересованы в результатах своего труда, но есть и много слабых и инертных. После появления стимулирующей части в зарплате некоторые учителя начали прилагать больше усилий, стали более старательными».
«Я бы не сказала, что в школе отношение к ученику плохое. Основная масса относится к детям с душой. Но повысить качество преподавания основной массы учителей можно только методическими мероприятиями «сверху». Не каждый преподаватель, который отработал лет 15, может заняться самообразованием. Нужны более организованные мероприятия, чтобы учитель чувствовал себя уверенно, разбудить в нем новаторство. Надо повысить и качество методики, она очень хромает, а контроль большей частью ведется «на бумаге».
«В обществе не стало понятия успех учителя, врача, ученого. Если им и вручают награды, то как правило без финансового подкрепления, а в России теперь, как и на Западе, успех измеряется в основном деньгами».
По результатам исследования
социологи пришли к довольно пессимистичным выводам. Один из них – что пока в нашем обществе слаба сама связь между высоким уровнем образованности и материальным достатком. Опрос подтвердил, что реформы в образовании не привели к единым стандартам обучения, и пока школьная «вольница» набирает обороты, общество утрачивает интеллектуальный потенциал. Ждать, когда реформы начнут работать «на плюс», не стоит. Важнее всего дать ускорение этим реформам так, чтобы учиться хорошо стало престижным.
 

Обмен баннерами

banner2.jpg