Содержание газеты
Вся Осетия
Студенческий совет
Дополнительное образование детей: вчера, сегодня. А завтра? |
25.04.2011 17:03 |
Валерий Гергиев, Сослан Андиев, Булат Газданов, Валерий Газзаев – многие сегодняшние звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы дополнительного образования. Именно в детском возрасте закладывается и выявляется любовь к какой-то определенной сфере, раскрываются талант и способности. Школа дает знания, готовит химиков и математиков, учит законам физики, но ведь современный человек должен быть всесторонне развитым. Уметь общаться с окружающими, разбираться в искусстве, вести здоровый образ жизни – это веление времени. Этапы большого пути Многие тысячи детей приобщились к миру науки, техники и конструирования, культуры, творчества, спорта, осознанно выбрали любимое дело на всю жизнь. Воспитанники учреждений системы дополнительного образования сегодня успешно реализуют себя в различных сферах экономики и промышленности, искусства и спорта в нашей республике и далеко за ее пределами. Мальчишки и девчонки проходили и проходят в стенах домов пионеров, дворцов и центров, станций юных техников и туристов, спортивных школ путь к достижению своей мечты, развитию творческих и интеллектуальных способностей, профессиональному самоопределению. В прежние времена каждый ребенок был чем-то занят, все посещали кружки, спортивные секции – времени на улицу оставалось очень мало. И это устраивало всех – и учителей, и родителей, и государство. В 90-е годы рухнуло все, и на какое – то время напрочь забыли не только о дополнительном образовании. Все, что было наработано десятилетиями, в один миг оказалось ненужным. Что мы получили, выплеснув с водой и ребенка? Потерянные поколения, которых кроме собственного благополучия ничего не интересовало. Слава Богу, в нашей республике удалось не только сохранить систему дополнительного образования, но и развить ее. И радует, что в образовательных стандартах последнего поколения воспитательная составляющая значительно повысилась, и первоочередная цель – воспитать гражданина, патриота. Статистика В целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Министерство образования и науки республики прилагает значительные усилия по развитию и сохранению системы дополнительного образования детей. В прошлом году в Осетии функционировали 47 учреждений дополнительного образования – 17 многопрофильных, 6 технической направленности, 8 эколого-биологической направленности, 15 детско-юношеских спортивных школ, 1 центр детско-юношеского туризма. В этой системе обучаются 43795 детей, что составляет 55 процентов от общего числа школьников республики и почти вдвое превышает российские показатели. Всего в республике насчитывается около 2000 педагогов этой системы. Учреждения дополнительного образования реализуют все десять направлений творческой деятельности: научно-техническую, спортивно – техническую, физкультурно-спортивную, художественно – эстетическую, туристско-краеведческую, эколого-биологическую, военно-патриотическую, социально-педагогическую, культурологическую, естественнонаучную. На службе творческой школы В каждом регионе есть своя «Золотая книга», в которую вписаны имена тех, кто на разных этапах становления системы дополнительного образования детей внес свой опыт, свои идеи, педагогические открытия и творческие находки в развитие внешкольной работы. В Осетии легендами стали имена Анны Гучмазовой, Таисии Зацепиной, Александра Ортабаева… Анна Аркадьевна создала в республике мощную творческую «империю», посвятив всю свою жизнь детям. Сегодня во Дворце занимаются более 4 тысяч детей. Менялась страна, менялся социально-экономический уклад жизни нашего общества, проводились реформы в образовании. Но Дворец пионеров, как его любовно до сих пор называют в народе, всегда оставался правофланговым и в этом большая заслуга его директора. О ней говорят: «Человек на своем месте». Ни одно значимое мероприятие в республике не обходится без участия Республиканского дворца детского творчества. Его образцовые коллективы – «Маленький джигит» (Т. Кокаев), «Фантазия» (Л. Степовая), театр моды «Аланочка» (Ю. Алексанова, Н. Кайтукова, И. Залеева), «Премьера» (Н. Ахтырцева и Е. Смирнова), «Сюрприз» (О. Громова), «Мелодии гор» (Е. Кесаева) – давно стали визитными карточками Осетии, им рукоплескали во многих городах России и за рубежом. Богатый жизненный опыт, неувядаемый оптимизм Таисии Зацепиной – директора Республиканского центра детского технического творчества помогают ей на протяжении более 40 лет добиваться высоких результатов. Достижения наших юных техников регулярно демонстрируются на всероссийских и международных выставках, слетах и соревнованиях. И таких прекрасных педагогов, влюбленных в детей и в свое дело, в этой системе – сотни. «Одаренные дети» В рамках реализации одноименной программы Министерство образования и науки республики значительно активизировало работу по развитию исследовательской деятельности школьников. В прошлом году было проведено 5 республиканских конференций молодых исследователей: «Шаг в будущее» (300 участников), «Ступень в науку» (400 участников), республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды (100 участников), конкурс краеведческих наук «Мой Иристон» (200 участников), республиканский конкурс юных экологов (150 человек). С удовольствием в них участвуют и районы республики. За пять лет 134 представителя юного поколения республики удостоены премии по поддержке молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Отчуждение от государства Ушло в прошлое привычное, знакомое многим из нас по годам собственного детства понятие «внешкольное учреждение». С тех пор старое словосочетание заменили новым – «дополнительное образование детей». Однако пережив перестроечные времена, сегодня нависла новая угроза над учреждениями дополнительного образования детей. Закон РФ «Об образовании» требует достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Дополнительное же образование не предполагает достижения цензов, установленных государством, выпадая тем самым из правового поля. «Раньше заниматься в каком-то кружке, секции, музыкальной школе было очень престижно, необходимо для полного образования. А сегодня, к сожалению, это воспринимается многими как вспомогательное, придаточное, второстепенное, – говорит начальник отдела развития дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки республики, заслуженный работник образования республики Елена Тебиева. – Кроме того, родителей сегодня больше заботит подготовка к ЕГЭ, и многие из них закрывают глаза на другие сферы интересов своих детей. Процессы модернизации проходят и у нас, и коснулись они всех наших направлений. В каждом образовательном направлении есть своя система предъявления результата. Показатель нашей работы – результативность. Воспитанники демонстрируют блестящие результаты и на республиканском, и российском уровне. И это все благодаря прекрасным педагогам, и еще внимательному отношению к нашей системе руководства республики. Однако процессы модернизации, которые проходят в целом в сфере образования, рикошетом бьют по системе дополнительного образования. На республиканском уровне мы сохранили структуру. Но, выходя на муниципальный уровень цепочка начинает прерываться. Хотя раньше каждый год мы открывали новую структуру: школу греко-римской борьбы, станцию юных натуралистов в Алагирском и Правобережном районах и т. д. В то время, когда все думали только о том, как бы выжить, в нашей республике происходили такие позитивные процессы. А сейчас вынуждены сокращать число педагогов. И это может привести к ухудшению ситуации и с детской преступностью, потому что сокращение одной ставки педагога «освобождает» 45 детей для улицы…». А то, что дети, предоставленные самим себе, легко поддаются влиянию, зачастую негативному – это однозначно. Но это уже тема отдельного разговора. Реформы – во благо? В министерство образования и науки поступает информация о том, что в ряде муниципальных образований республики в условиях финансового кризиса АМС требуют от органов управления образования реорганизовать учреждения дополнительного образования детей – дома детского творчества, станции юных натуралистов и техников, ДЮСШ – в единые центры, мотивируя это организационно-экономическими соображениями. С прошлого года в целях экономии в муниципальных образованиях республики наблюдается сокращение расходов на организацию деятельности системы дополнительного образования и воспитания детей: произошло сокращение количества муниципальных учреждений дополнительного образования, реорганизованы в отделы две станции: юных техников и юных туристов в Алагирском районе В г. Владикавказе в дом детского технического творчества реорганизованы две станции – юных техников, переданы в систему Министерства по делам молодежи, физкультуры и спорта 8 муниципальных детско-юношеских спортивных школ. Хотелось бы, чтобы эти преобразования не привели к уменьшению охвата детей дополнительным образованием. В республике повсеместно сокращаются ставки педагогов дополнительного образования, старших вожатых, психологов, социальных педагогов. «В едином образовательном пространстве республики этим учреждениям отведена важнейшая роль в реализации государственной программы модернизации образования, осуществлении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», республиканской целевой программы «Одаренные дети». И потому недопустима недооценка роли учреждений дополнительного образования в организации свободного времени и подростков, профилактике правонарушений», – так считает министр образования и науки республики Валерий Созанов. И в завершение мне хочется процитировать слова министра образования и науки РФ А. Фурсенко: «Талантливые дети рождаются в любой семье вне зависимости от ее социального статуса и экономического положения. Задача государства – предоставить всем без исключения детям равные шансы быть успешными в жизни». Пусть пробуют себя в спорте или музыке, пусть шьют или рисуют, ходят в походы и занимаются исследованиями – это огромная школа востребованности, раскрытия способностей и раскрепощения ребенка. Значит, у него будет стимул, цель в жизни и он сможет добиться больших результатов. Ведь кто знает, кем стали бы наши сегодняшние звезды, не приведи их за руки мамы и бабушки в музыкальные школы, секции футбола и борьбы… Источник Северная Осетия |
Обмен баннерами

