Содержание газеты
Вся Осетия
Студенческий совет
Об автономных образовательных учреждениях. |
11.11.2008 05:06 |
Что касается автономных образовательных учреждений: в принципе, будем говорить так, что основная цель появления автономных образовательных учреждений заключается в том, что государство по этому закону снимает с себя ответственность по обязательствам вуза. Если вуз приобрел какие-то имущественные или финансовые обязательства перед третьими лицами, то соответственно учредитель за это не несет ответственности. В этом суть этой реформы. Хотя и сейчас на каждом документе, который мы получаем из Рособразования, четко написано, что ректор не имеет право заключать договора или совершать другие действия за пределами тех лимитов финансовых обязательств, которые ему спущены. Если в лимитке написано: на ремонт зданий и сооружений – 10 млн., мы не может заключить договор на 20 млн. И еще, что касается автономных образовательных учреждений. Здесь есть, конечно, некоторые преимущества. В их формировании, в развитии и функционировании могут участвовать наши стратегические партнеры в лице учредителей вуза, вкладывать туда деньги, иметь свои активы, могут учреждать совместно с ними другие образовательные учреждения или, так сказать, совместные предприятия. Там возможности шире, меньше контроля со стороны министерства, но появится и новый надсмотрщик: попечительский совет. Автономное образовательное учреждение даже ближе к предприятию, т.к. на договорной основе ему будут даваться бюджетные места и финансирование под них, все остальное будет формироваться в рамках заказов от регионов и стратегических партнеров. Для реализации заказа региона предусматриваются средства в республиканском бюджете, для муниципалитета – в бюджете муниципалитета, для федеральных нужд – в Москве. Вот так и будет сделано: федеральный центр в автономных образовательных учреждениях будет финансировать только федеральные потребности. Региональные вузы предназначены для решения региональных проблем, обеспечения региона кадрами и т.д. Это своеобразная подготовка к тому, чтобы потом сказать: «Извините, у федерации нет потребности в кадрах в этом регионе…» Может быть это и создаст более привлекательные условия, заставит прийти новых людей, интенсивнее «крутиться». Здесь тяжесть проблем будет способствовать появлению новых людей, новых подходов, и мы, в конце концов, выйдем на какой-то новый уровень. Это будет «эпоха перемен» и, как гласит самая известная китайская мудрость, «нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен». Нам предстоит пройти через эту «эпоху перемен», выдержать, возродиться и добиться успехов. Мое мнение как ректора таково – самая главная задача вуза – это готовить кадры, которые были бы востребованы. Если мы сумеем добиться того, что студент по окончанию нашего вуза станет специалистом и найдет работу по своей специальности, то мы свою задачу выполнили. При этом я даже подхожу прагматично и говорю о том, что да, из стен нашего вуза вышли десятки, сотни и тысячи ученых, политиков, государственных деятелей, которые достигли очень больших высот и в стране, и в республике, и может быть даже в мире. Но ситуация такова: задача нашего вуза – готовить инженера, не ученого. Мы не ориентированы на суперсовременные технологии, мы не ориентированы на подготовку кадров высочайших квалификаций, мы ориентированы на подготовку тех людей, которые будут работать в конкретном производстве. И я здесь совершенно согласен с президентом Московского горного университета Л.А. Пучковым в том, что технические вузы, имеющие такую специфику, как у нас, горно-металлургическую, геолого-разведочную, должны готовить всего от 6 до 10 процентов инновационных инженеров. Нельзя говорить, что эти вузы станут полностью инновационными, это неправильно, они не могут ими стать. А кто тогда будет работать на конкретном производстве? Где взять инженера, который от звонка до звонка сделает так, чтобы оборудование, которое не он разработал, нормально функционировало? Он что, в этот момент будет думать, как же его усовершенствовать? Нет, ему нужно сделать так, чтобы оно работало. Готовить такого специалиста, который бы был востребован на рынке труда – вот главная задача для вуза. И внутривузовские задачи – это консолидация коллектива, нужно собраться, подготовиться, настроиться таким образом, чтобы те перемены, о которых я говорил, по возможности, как можно меньше затронули наших преподавателей и наших студентов, и мы сумели в этот период удержаться и достойно продолжить свое благородное дело. |
Обмен баннерами

