Реализация экологических прав граждан.
03.02.2009 09:24

 Информация представляет собой ос­нову не только любой профессиональ­ной деятельности, но и основу сущест­вования цивилизации всего сообщества. Именно информация, накопленная тыся­челетиями, структурированная и систематизированная в виде знаний, позволя­ет осуществить процесс духовного раз­вития человеческого общества, его на­учно-технический прогресс. Поэтому ос­новополагающим принципом правового регулирования отношений в информаци­онной сфере является принцип свободы информации. Сегодня этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции РФ и ряде законов.

 Принцип свободы информации опре­деляется следующими правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ: свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29); свобода выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29); право свободно искать, получать, передавать, произво­дить и распространять информацию лю­бым законным способом (ч.4 ст. 29); свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29); право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную ин­формацию о ее состоянии и на возме­щение ущерба, причиненного его здо­ровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды (п. 2. ст. 4 Федерального закона №149-ФЗ "Об ин­формации, информационных технологи­ях и о защите информации").

 Право граждан на благо­приятные условия жизни предполагает реальные воз­можности проживать в здо­ровой, отвечающей междуна­родным и государственным стандартам окружающий природной среде, участво­вать в подготовке, обсужде­нии и принятии экологически значимых решений, осущес­твлять контроль за их реали­зацией, получать надлежа­щую экологическую инфор­мацию, причем информация должна быть достоверной и объективной.

 Право граждан на благоп­риятную среду обитания обеспечивается планирова­нием и нормированием каче­ства окружающей среды, ме­рами по предотвращению экологически вредной дея­тельности и оздоровлению окружающей среды, предуп­реждению и ликвидации пос­ледствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, соци­альным и государственным страхованием граждан.

 Добровольное и обяза­тельное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан, объ­ектов их собственности и до­ходов на случай экологичес­кого и стихийного бедствия осуществляется для предотв­ращения и ликвидации их последствий.

 Граждане обладают широ­кими полномочиями для реа­лизации своих экологических прав, предполагающими воз­можность создавать общест­венные объединения по ох­ране окружающей среды, вступать в члены таких объе­динений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собра­ниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обра­щаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их рассмотрения; тре­бовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строитель­стве, реконструкции, эксплу­атации экологически вредных объектов; требовав ог­раничения, приостановле­ния, прекращения их дея­тельности; ставить вопрос о привлечении к ответствен­ности виновных юридических лиц и граждан.

 За   экологические   право­нарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и гражда­не несут дисциплинарную, административную, гражда­нско-правовую либо уголов­ную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - администра­тивную и гражданско-право­вую ответственность.

 Экологические общест­венные объединения граж­дан могут разрабатывать, ут­верждать и пропагандиро­вать свои экологические программы, защищать эко­логические права и интере­сы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятель­ности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране природных ресур­сов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать обще­ственные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий.

 Государственные органы и их должностные лица обяза­ны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологичес­ких прав и обязанностей, принимать меры по выпол­нению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препят­ствующие осуществлению экологических   прав   и   обя­занностей,   привлекаются   к ответственности по закону. В частности, граждане и обще­ственные объединения граж­дан могут требовать от гидрометеорологических и других   соответствующих органов предоставления   своев­ременной,   полной и достоверной информации о состоянии  окружающей   сре­ды и мерах по ее охране.

 Должностные лица, граждане, предприятия, уч­реждения, орга­низации, винов­ные в несвоев­ременной или искаженной ин­формации, отка­зе от предостав­ления своевре­менной, полной, достоверной ин­формации о сос­тоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штра­фу, налагаемому в административном порядке.

 В полном объеме подле­жит возмещению вред, при­чиненный здоровью или иму­ществу граждан в результате неблагоприятного воздей­ствия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении ущерба имущества учитыва­ется прямой ущерб, связан­ный с разрушением и сниже­нием стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, упущенная выгода от потери урожая, снижения плодоро­дия почв.

 Возмещение вреда здо­ровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, чле­нов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управ­ления, общественного объе­динения. Предприятия, дея­тельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возме­щают причиненный вред сог­ласно ст. 1079 ГК.

 Юридические и физичес­кие лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, при­чиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народ­ному хозяйству и окружаю­щей среде. Решение суда в этом случае является осно­ванием для прекращения финансирования такой дея­тельности соответствующи­ми банковскими учреждени­ями.

 Территории с устойчивы­ми отрицательными измене­ниями в окружающей среде, угрожающими здоровью на­селения, состоянию естест­венных экологических сис­тем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычай­ной экологической ситуации, что влечет прекращение дея­тельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудова­ния и т.д., ограничение от­дельных видов природополь­зования. Финансовую ответ­ственность несут виновники деградации среды.

 Таким образом, предус­матривается обширная сис­тема мер, обеспечивающая экологические конституци­онные права граждан. Эти права конкретизируются и развиваются в российском федеральном законодатель­стве.

 Одной из узловых стадий природоохранной деятель­ности становится государ­ственная экологическая экспертиза. Граждане могут направлять в письменной форме специально уполно­моченным государственным органам в области охраны окружающей среды аргумен­тированные предложения по экологическим аспектам на­мечаемой деятельности, по­лучать от них информацию о результатах проведения экс­пертизы, обжаловать выводы в суд.

 По инициативе граждан, общественных объединений, органов местного самоуп­равления может проводиться общественная экологическая экспертиза - независимо от государственной и парал­лельно с ней.

 Провозглашенная в ст. 12 Конституции самостоятель­ность органов местного самоуправления предусматривает и некоторые гарантии в об­ласти экологии. Охрана окружающей среды является предметом муниципальной деятельности. Органы местного самоуправления могут, в частности, получать информацию об объектах и резуль­татах экологической экспер­тизы, проводить по ним опро­сы, референдумы среди на­селения, информировать го­сударственные органы, в том числе прокуратуру, о начале реализации объекта экологи­ческой экспертизы без поло­жительного заключения.

В осуществлении предус­мотренных Конституцией экологических прав граждан решающее значение (как упоминалось выше) приоб­ретает их информационное обеспечение.

 

Постоянный URL: Вестник СКГМИ 

 

Обмен баннерами

banner2.jpg