Содержание газеты
Вся Осетия
Студенческий совет
«Рассвет» Эльбруса Скодтаева |
26.08.2009 17:48 |
«Как жаль, – перевернув последнюю страницу, подумал я. – Как жаль…» Жаль человека – Эльбруса Скодтаева, писавшего эти стихи, журчащие, как воды Ирафа, порой опаляющие жаром кипящих страстей, а иногда цепенящие холодом тоски и безысходности. Жаль, что все-таки мало кто увидит мир его глазами, разделит с ним его мечты и искания. Жаль и тех, кто лишен радости соприкосновения с тонкой душой поэта, шанса открыть для себя его вселенную. Слишком у многих сегодняшний ритм и образ жизни «выбили» книгу из рук, а иные юные так и не вкусили радость уединения с этим так стремительно для них одряхлевшим и ставшим скучным «собеседником». Как все-таки в этой жизни много скрытых смыслов и как мало в ней случайного! Мысль банальная, но от этого не менее справедливая. Собственно, и возникла-то она тоже не случайно. Ну а как ей было не возникнуть, если, перевернув обложку книги с надписью «Скъодтати Эльбрус. Бонивайён» на фоне известного сабановского полотна, понимаешь: ты не обложку перевернул – ты распахнул ворота в чудесную страну – Дигоргом. Именно здесь живут, любят и страдают герои Эльбруса. Исполинские скалы, зеленые чащобы, синие белопенные реки Дигории – вот тот чистый родник родной земли, в котором поэт черпает свое вдохновение, свою силу и волю к жизни. Здесь его корни, здесь его душа. Естественно, тема природы родного края занимает достойное место в творчестве Э. Скодтаева. При этом особую радость поэту приносит пробуждение жизни, особенно весеннее утро. Небо качает в своих объятиях солнце, свое дитя, а прохладный ветерок пролетает на легком коне, неся алое знамя зари. Обиженная луна тает в небе. Зевая, пробуждается земля. Весна, подгоняемая солнцем, идет, будоража душу небес. Небесный родник омывает землю. Проворный ветер, перелетая от облака к облаку, выжимает их белую вату и расстилает по небу.Но и осень не оставляет поэта равнодушным. Ветер наголо остриг деревья, и только изредка на них остаются сиротливо-грустные листья. Ветки, как пальцы, что-то пишут на синем небе черными строчками, а за околицей уже принюхивается собака-зима. От озноба зуб бьется о своего близнеца, печь курит свою крепкую махорку из дров. В пасмурный день чувствуешь, как умирает твоя единственная жизнь. Совершенно естественно для такого чувствующего поэта и то значительное место, которое в сборнике занимают стихи, посвященные любовной тематике. Но это лирика не юноши, а мужа. В них уже больше, скорее, ностальгии, тоски по ушедшей скоротечной молодости, боли от осознания эфемерности любви. Но поэт все так же преклоняется перед великой силой страсти, способной дать человеку безграничное счастье или повергнуть его в отчаяние. Вся жизнь не стоит веселого смеха любимой девушки. Жизнь без любви пресна и бессмысленна. Всю жизнь человек томим ожиданием любви, ее переживанием или воспоминанием о ней. Столь же естественно, что одним из ведущих мотивов в творчестве такого думающего поэта являются поиски ответов на «проклятые» вопросы о смысле человеческой жизни, о предназначении человека и поэта. Думаю, что сборник совсем не случайно начинается со стихотворения «Нё дё ерун» («Не нахожу тебя»). Что ищу и что делаю – не пойму. Как близка цель, но как одновременно далека, как трудно ее найти... Душа устала от бренности жизни. Какой он, неуловимый мир души, который мы ищем, но не находим; что добро, что зло; где он, даритель счастья, гонитель земных обид, небесная чистая слеза? Этот мир – без начала и конца, без границ, без дорог; что в нем может охватить наш взор, что может уловить наш ум, когда закрыт небесный мир, когда краток наш век? Несомненно, в произведениях Эльбруса Скодтаева ощущается определенный фатализм. Все предопределено: Бог справедливо раздает земным их судьбы; каждый несет свой крест на лбу. Видимо, усталость от жизни, от душевного одиночества неизбежно, рано или поздно, настигает любого творческого человека. «Возьми меня с собой, – обращается поэт к ворону, – я твой спутник, твой близнец. Ты так же одинок и несчастен, возьми меня с собой, нет сил больше жить средь бесов...» Слишком много разочарований, слишком быстро и рано рассеялся туман иллюзий, слишком мало осталось радостей, а еще меньше – смыслов в этой жизни. Но они все-таки есть. Тонкими, пронзительными нотками любви пронизаны стихотворения, адресованные отцу и матери, завещание для дочери. Неизбывной остается любовь поэта к родной земле, народу, языку. Наверняка нет случайности и в том, что последним, замыкающим в сборнике идет стихотворение, в котором автор с тревогой и болью размышляет о судьбе родного языка. Вдруг подумалось: а почему, собственно, «Бонивайён» («Рассвет»)? Почему автор счел, что название именно этого пасторального стихотворения, скромно затерявшегося где-то в общей шеренге, лучше всех остальных подходит для того, чтобы вынести его на обложку книги, для того, чтобы возвести его в ранг титульного? Просто потому, что лаконично и романтично? Возможно. А может, потому, что только на заре дня, как на заре жизни, человек по-настоящему умиротворен, еще только предвкушая день и жизнь, и оттого немного счастлив? Кто знает?! Конечно, стихи Э. Скодтаева не могут не оставлять смешанного чувства света и тьмы, радости и печали, любви и оцепенения, надежды и уныния. Это своеобразный, уникальный мир думающего и чувствующего человека, наделенного, к тому же, даром выражать свои мысли и эмоции. Причем выражать на великолепном дигорском языке, вновь и вновь подтверждая его замечательные поэтические ресурсы. Все это важно. Важно мыслить, важно чувствовать, важно уметь выразить свой внутренний мир. Но есть еще одна вещь, без которой настоящий поэт никогда не состоится, и она у Эльбруса есть – это способность быть предельно искренним, мужество открывать людям свою душу всю целиком, без утайки. Вот что действительно трудно и даже опасно, но только так возникает настоящая литература. Замечательно, что традиции осетинской литературы обогащаются и приумножаются такими произведениями. Они составляют наше национальное богатство, которое следует передавать как самое дорогое наследство из поколения в поколение. Поэзия такого уровня должна получать достойную оценку и современников. Убежден, что Национальная премия «Яблоко нартов» была бы достойной наградой для одного из самых талантливых современных осетинских поэтов – Эльбруса Скодтаева. Тамерлан Камболов, профессор. |
Обмен баннерами

