Содержание газеты
Вся Осетия
Студенческий совет
Эти фильмы рассказывают об аланах |
06.10.2009 14:27 |
Конечным, итоговым результатом исследований в области истории материальной культуры, археологии, древней истории, считается точное или относительное восстановление реалий минувшего бытия жизни древней эпохи. К этому сводится многолетняя кропотливая работа по накоплению и анализу разноплановых артефактов древности, которую проводят историки, археологи, этнографы, специалисты по древней архитектуре и многие другие исследователи древностей. Для каждой темы, для каждого направления имеется свой срок. К примеру, еще полвека назад, реалии римской истории конца Республики – начала эпохи Империи были настолько туманными, что их отражение в литературе или кинематографе создавало серьезные трудности представителям этих направлений искусства. И это при том, что римляне – письменный народ, также как и многие их исторические соседи. Однако сегодня, благодаря новым открытиям и исследованиям в области романской и античной археологии и эпиграфики, создаются документальные и художественные фильмы, в которых достигается почти абсолютная реконструкция древней среды, предметов, интерьеров и т.д. Приятно осознавать, что документальное кино в нашей республике также взяло этот высокий рубеж. С удовольствием ознакомившись с работами авторского коллектива во главе с Теминой Туаевой, я был приятно удивлен этим новым явлением нашей культурной жизни. Их фильмы “Кто ты, король Артур?”, “Аланы. Дорога на Запад”, “Венгерская Алания” стали не просто прорывом в истории и культуре республики. Как часть современной общекавказской культуры, эти яркие документальные ленты открывают Кавказ для московского, питерского и иностранного зрителя с неожиданной для многих стороны. Эти фильмы, наполненные древней героикой, рассказывающие о высокой социальной, художественной, военной культуре, развитой уже в раннее средневековье идеологической и религиозной культуре северокавказских алан и их современных потомках, ломают многие устоявшиеся стереотипы о древних и современных народах Северного Кавказа. Более двадцати лет занимаясь прикладной археологией, я часто пытался интерпретировать материалы сарматской и аланской археологической культур, с которыми мы работали во время археологических раскопок, так сказать “оживлять” их. Как известно, это гораздо более сложная задача, чем исследование, связанное с выявлением типологических связей, периодизации, относительной и абсолютной хронологии по конкретным, как правило, узко специализированным вопросам практической археологии. Как писал по этому поводу английский историк и археолог Гордон Чайльд – “археология, собственно говоря, – это наука о пуговицах”. Чтобы составить более обширную, целостную картину жизнедеятельности древних обществ, необходимо подняться от исследования региональной археологии, истории, этнографии и т.д., до, как минимум, континентального уровня. На мой взгляд, коллективу “Нарт – Арт студии”, состоящему из научных и творческих деятелей, удалось решить и эту задачу. Часто, общаясь с представителями других профессий, как в нашей республике, так и за ее пределами, мне не раз приходилось выслушивать упреки, как в свой адрес, так и в адрес своих коллег – историков и археологов. И не важно кто это были – медицинские работники, водители, военные или сельчане – вопрос был как правило один – “Почему вы копаете, исследуете, пишете статьи в центральные журналы, диссертации, выступаете на заграничных конференциях, а мы, которые являемся потомками тех, кого вы собственно и исследуете, ничего не видим и не слышим”? На мой взгляд, весьма справедливый вопрос. Группа Темины исполнила и этот долг перед своим народом – как сказали бы в советское время – вернула культуру и искусство народу. Немаловажным фактом, кстати сказать, является и то, что съемки фильмов проводились на средства федерального бюджета. Как известно, в XXI веке документалистика решает и очень важную образовательную задачу, связанную с неохотой современной молодежи сидеть с книгой, тем более научной книгой, написанной, как правило, специфическим языком специальных терминов и понятий. Так как не всякий молодой читатель имеет глубокую информационную базу образов и знаний по смежным наукам, чтобы, к примеру, ясно и интересно представить себе мысленно, только что прочитанную в специальной исторической литературе сентенцию. По этому пути идет западное среднее и высшее образование, когда ученика и студента на всем этапе обучения, кроме всего прочего, сопровождает, в том числе и добротная тематическая подборка из специальных видеоматериалов и документальных фильмов, согласованных с учебной программой. Представляется, что эта идея могла бы быть интересна и нашему Министерству образования. Творческая группа “Нарт – Арт студии” в этом плане оказалась в авангарде передовой мировой тенденции, цчто само по себе, будем откровенны перед самими собой, весьма неординарное событие для нашей культурной и научной жизни. Особую ценность фильмам, созданным творческим коллективом во главе с Теминой Туаевой, придает активное участие в них специалистов из разных стран. Таким образом, мы слышим не одну точку зрения, к примеру, историков республики, а напротив – имеем возможность воочию увидеть и услышать выдающихся исследователей древностей, из лучших академических учреждений мира, знакомство с которыми нам подарили Темина и ее группа. Когда и где, к примеру, мы увидели и услышали бы воочию научные выкладки доктора Скотта Литтлтона и доктора Линды Мэлклор (США), Говарда Рида (Англия), Алена Кристоля и Жоэля Грисвара (Франция), Жоржа Маркеша (Португалия), академика Веры Ковалевской (Москва), ученика и последователя Василия Ивановича Абаева Сергея Куланды (Москва) и многих других. Прозвучавшие интервью озвучивают мнения исследователей, отраженные ими частью ранее, как правило, в исторической литературе, однако кто из нас читает, тем более специальную литературу на иностранных языках?.. Здесь же мы получили возможность, достав с полки диск с фильмом, в течении получаса познакомиться с наиболее свежими исследованиями и суждениями известных специалистов по истории раннего и развитого средневековья, сопровождающимися прекрасным видеорядом. Подкупает также тактичность руководителя творческой студии и ее коллег, мнения которых практически не озвучены, которые всегда за кадром. Наблюдая это, понимаешь, что для этих людей приоритетом является не показать себя или заявить о себе, а донести до зрителя замечательный и загадочный мир наших средневековых предков, которые не только создали высокую культуру здесь, на своей северокавказской родине, но и передали часть ее другим народам и странам. Как стало известно, недавно творческая группа, создавшая эти замечательные фильмы, была номинирована на соискание премии имени К.Л. Хетагурова, что характерно, не сама Темина Туаева как руководитель студии, а именно весь творческий коллектив. Думается, что это – своевременная и заслуженная оценка, как нельзя лучше соответствующая понятию “вклад в культуру народа”, о чем собственно и ведется речь в этих прекрасных документальных лентах. Ведь именно поэтому мы их, собственно, и покупаем, первым делом для себя. Именно поэтому мы дарим их гостям – осетинам из других регионов, так как они интересны осетинам. Именно поэтому мы покупаем их в качестве подарка для гостей из других регионов – неосетин – они интересны и им, так как рассказывают о нас и нашей истории. Именно поэтому мы их дарим в качестве подарка и иностранцам – так как они рассказывают о Кавказе и связях и контактах древнекавказских племен с их, иностранцев, предками в Восточной и Западной Европе, Северной Африке, Венгрии и Китае. Х.ЧШИЕВ, старший научный сотрудник ИИА при СОГУ им. К.Л.Хетагурова, руководитель археологической экспедиции. |
Обмен баннерами

