Точки роста и острые углы республиканского образования
18.06.2009 13:56
С окончанием школьного учебного года только, пожалуй, для учеников наступила пора беззаботного отдыха после трудов праведных (а у кого-то, будем справедливы, и не очень праведных) за ученической партой. А вот для остальных категорий, имеющих отношение к образованию, с приходом летних каникул, наоборот, наступает напряженное время.
Выпускники проходят итоговую аттестацию, а значит и у многих школьных учителей «горячий период»; вскоре возьмут старт и вступительные экзамены — и вузам, сейчас переживающим сессию, тоже покой только снится... Ну и, само собой разумеется, кипит работа в коридорах Министерства образования и науки республики — время подводить итоги ушедшего учебного года. С какими показателями пришла Северная Осетия к финишной прямой образовательной дистанции 2008–2009 гг.? Об этом интервью министра образования и науки республики Валерия СОЗАНОВА:

 — Валерий Гаврилович, каким знаком вы охарактеризовали бы ситуацию в образовании: плюс или минус?
— Конечно, плюс. И для этого есть основания. В системе общего образования республики в последнее время происходят существенные позитивные изменения. И такое обновление школы определено как задача первостепенной государственной важности. Тем более что у нас есть в этом плане существенное преимущество перед многими другими регионами страны — республика в числе 31 субъекта России в течение трех лет из госбюджета получала деньги на реализацию комплексного проекта модернизации образования. На эти цели за весь период его осуществления поступило в Северную Осетию более 346 млн руб. А в целом в рамках нацпроекта «Образование» в течение 2007-2009 годов наша сфера получила финансовую подпитку в размере 430 млн 963 тыс. рублей.
— Солидные цифры. На что были направлены эти средства?
— За счет этих денег была отремонтирована 21 сельская базовая школа, приобретено 9683 комплекта учебной мебели, 461 предметный кабинет, 423 комплекта учебно-наглядного оборудования. За последние два года в школы республики было поставлено 2636 компьютеров и их общее количество доведено до 4715. Сделано много, но предстоит еще большая работа по совершенствованию условий образовательного процесса. Однако число морально устаревших компьютеров продолжает оставаться значительным — 41%.
Но тут надо отметить, что без софинансирования со стороны республики, повседневного внимания к проблемам образования и результативных действий по их решению все эти материальные вливания к нам бы не поступали…
— В чем же проявляется «оттепель» в системе образования, если говорить о нашей республике?
— У нас успешно осуществлен переход на новую систему оплаты труда учителей и нормативно-подушевое финансирование в школах. Прямым следствием этого стало то, что с 1 января 2009 года средняя зарплата педагогов возросла на 17% и составила 8529 рублей.
Все школы перешли на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учетов — обрели финансово-хозяйственную самостоятельность. А ведь еще недавно даже незначительные закупки предметов, нужных для обустройства учебного процесса, школы производили централизованно через муниципальные управления образования. Теперь же они имеют большую свободу в освоении получаемых из бюджета средств — но вместе с тем и усилился контроль за тем, на какие цели уходят государственные деньги. На сегодняшний день можно сказать, что в республиканской сфере общего образования создана прозрачная система движения финансовых потоков.
Введение новых финансово-экономических механизмов впервые позволило предусмотреть выделение образовательным учреждениям средств на учебные расходы в размере 2% от общего объема субвенций. Однако стоит признать, что для качественной организации учебно-воспитательного процесса этот показатель должен составлять 6%.
— В республике продолжается процесс «перекраивания» сети школ. Он тоже продиктован новой финансовой политикой в российском образовании?
— Ведь у нас сегодня в отдаленных районах еще есть школы, в которых учатся от 3 до 20 человек. Если считать по установленным нормативам, то на обучение каждого из них уходит до 225 тысяч рублей в год, в то время как на среднестатистического ученика городской школы в год тратится 14783 рублей, сельской школы — 24695. К тому же республика не может себе позволить оснащать все 211 школ современным оборудованием — и при значительной федеральной поддержке на это нет финансовой возможности… Главная задача, которую мы ставим перед собой, «перекраивая» школьную сеть, — это повышение качества образования. Но мы не можем не считаться и с экономическими аспектами функционирования системы образования.
— Ничего не скажешь, вопрос болезненный, поскольку во многих селах, особенно, малонаселенных, школа — это чуть ли не единственный очаг культуры и духовности. И с их закрытием из сел уйдет традиционная тяга к знаниям…
— А здесь я хочу подчеркнуть, что в отличие от многих других регионов России, в нашей республике ни одна школа не закрыта. А ведь были времена, когда в селах не существовало школ! В них же жизнь и тогда не стояла на месте, хотя ребятишки пешком за много километров ходили в соседние селения получать знания. Сейчас же их возят на автобусах. Это раз. Второе: сейчас другое время, школьникам, чтобы они имели образовательную базу, соответствующую современным требованиям, недостаточно объяснять, как говорится, на пальцах и с помощью доски и мела тонкости наук. Да и как будешь преподавать информатику, к примеру, без компьютера? Так что без инновационной техники в нынешней школе никуда. Но, как я уже говорил, все школы республики необходимым оборудованием и первоклассными кадрами мы обеспечить не можем. Более того, в малокомплектной школе невозможно обеспечить и качественное профильное образование, без которого сдавать ЕГЭ и поступать в вузы сельским школьникам очень сложно. Потому создаются базовые школы, куда подвозятся ученики из малонаселенных сел района. И, кстати, не все малокомплектные школы расформировываются. Во многих из них остаются или начальные классы, или такие школы могут осуществлять обучение до 9 класса…
Другой аспект: многие ли выпускники педагогических факультетов вузов стремятся ехать работать в сельские школы, даже если уезжали учиться на целевых местах с расчетом на то, что вернутся в свое родное село? Ответ всем известен: обладатели дипломов по специальности «учитель» практически вообще не идут преподавать в школы, тем более в сельские. А между тем доля педагогов пенсионного возраста на сегодняшний день в республике составляет 24,8%. И особую озабоченность вызывает то, что из всех учителей физики, работающих в школах Северной Осетии, 33% — пенсионеры и только 2%, то есть 6(!) человек пришли в последние годы преподавать в школу сразу после окончания вуза. Среди учителей по химии эта ситуация еще более удручающая. Не намного лучше положение с педкадрами по математике, географии, осетинскому языку и литературе, иностранным языкам… При таких показателях мы можем прийти к тому, что уже через несколько лет наших школьников некому будет учить точным наукам!
— Вместе с тем требования к качеству образования все повышаются. Тому подтверждение — Единые госэкзамены, требующие от выпускников широкого спектра отнюдь не поверхностных знаний по сдаваемым предметам. Сейчас эти экзаменационные испытания проходят в стране и в нашей республике в том числе. Не будем говорить о прогнозах, но скажите, как Северная Осетия подготовилась к проведению ЕГЭ?
— Могу сказать, что все условия для проведения ЕГЭ в штатном режиме созданы во всех 44 пунктах проведения экзаменов. Работает «горячая линия ЕГЭ», ведется специальный раздел на сайте Министерства образования и науки. И работа по подготовке одиннадцатиклассников к итоговой аттестации велась интенсивно. Школы республики были обеспечены учебно-тренировочными материалами по ЕГЭ по всем предметам, совместно с Федеральным центром тестирования проведены тренировочные экзамены по 12 предметам.
По результатам Единых госэкзаменов в 2008 году в вузы по всей стране поступили 82% наших выпускников прошлого года, в том числе 17% — в ведущие университеты и институты страны. В этом году надеемся на показатели не хуже прежних. По крайней мере, неудовлетворительные баллы в этом году получили гораздо меньше выпускников по таким предметам, как русский язык, информатика, биология.
Но в то же время нельзя сказать, что качество подготовки выпускников школ можно назвать хотя бы удовлетворительным. И особую тревогу вызывает преподавание и качество подготовки школьников по предметам естественно-математического цикла. В частности, прошлогодние результаты ЕГЭ (25,5% «двоек» по физике, 23,7% — по химии, 16,6% — по информатике) показывают, что успеваемость наших старшеклассников по этим предметам все-таки ниже, чем у их сверстников в развитых регионах России.
Нельзя не сказать и о том, что, как в прошлом году, так и в этом году имеют место отдельные факты вмешательства в процедуру проведения ЕГЭ в некоторых муниципальных образованиях, что стало предметом служебного расследования.
— Вот уже несколько лет республика декларирует переход на систему национального образования. В чем его особенность?
— Национальное образование в республике осуществляется в рамках концепции, принятой Правительством Северной Осетии в 2004 году, и в русле полилингвальной и поликультурной модели. Эффективность и рациональность избранной республикой идеологии развития системы национального образования подтверждена экспертами Федерального института развития образования, Российской академии образования, участниками многочисленных форумов всероссийского и международного уровня. Завершена разработка учебно-методических комплектов по всем общеобразовательным предметам начальной школы. Важную роль в развитии национального образования должна сыграть и республиканская целевая программа «Осетинский язык», принятая правительством в этом году. Вместе с тем из-за недостаточного финансирования обеспеченность школьников учебниками по осетинскому языку и литературе, истории и географии Осетии остается еще недостаточной.
— На недавнем заседании Совета по образованию была обнародована такая цифра: 15 школ республики не имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности из-за того, что в них не установлена система автоматической пожарной сигнализации…
— Да, это 8 школ Ирафского, 6 — Дигорского районов и одна владикавказская школа. На 2009 год запланирована поставка 120 комплектов охранно-пожарного оборудования для оснащения муниципальных образовательных учреждений. Достигнута договоренность с нашим Министерством финансов о выделении 6 млн рублей на эти цели. А 20 таких комплектов на сумму
7 млн 200 тыс. руб. за счет Министерства образования и науки уже в этом году переданы в районы республики. Так что есть вероятность того, что в новом учебном году школы, не прошедшие в прошлом году процедуру лицензирования из-за отсутствия в них систем противопожарной безопасности, не будут иметь таких проблем впредь.

Школа — «начало начал» всех институтов общества. И что сегодня она «посеет», то завтра «пожнет» государство. А в образовании путь больших перемен особенно извилист и нелегок потому, что эта сфера охватывает слишком широкий «набор» аспектов государственной важности. Но такие перемены нужны. Сегодня это подтверждают первые «ростки» реформ в образовании.

Диана Ревазова, «Северная Осетия»

 

 

Обмен баннерами

banner2.jpg